Народное искусство


Народное искусство будет и остается основным источником для реконструкции визуальных образов славянской мифологии. Именно благодаря народному искусству различных славянских племен мы можем ощутить тот особый дух, который несет в себе славянская мифология и почувствоватьее  собственный уникальный стиль.
Особенно если сравнивать образцы народного искусства с достоверными славянскими памятниками языческих времен.
Однако народное искусство интересно не только в качестве дополнения к последним, - оно, в первую очередь, интересно тем, что славянские мифологические образы предстают здесь не только в многочисленных искажениях, но и в своем развитии.
За полтора тысячелетия развития славянской культуры  народное искусство не могло не обогатиться новыми приемами, техниками и областями применения, - как собственного изобретения, так и под влиянием иных народов. Действительно, на дошедших до нас произведениях народного искусства  собственно мифологическая символика, в основном уже разрушена, - и тем большего внимания заслуживает то, что все-таки смогло сохраниться до наших дней. То, что некоторые элементы народного искусства: стилевые, композиционные и цветовые паттерны, - смогли дойти до нас через века даже при неосознанном их использовании, на мой взгляд доказывает их принадлежность к самым глубинным слоям "коллективного бессознательного" славянских народов, то есть, к той области, где именно мифы имеют над нами наибольшую власть.

Образцы славянского народного искусства, представленные ниже,  отобраны исходя из авторского взгляда на славянскую мифологию как  объект художественного творчества. Даже если вы считали себя человеком, к народному искусству равнодушным, - советую посмотреть. Ниже есть совершенно космические образцы.
все картинки кликабельны.
***

Начну с русской народной резьбы и росписи по дереву из коллекции Загорского музея

Русская прялка, 19 в.:


1,2,3 - Вологодская обл., 4 - Архангельская обл.

** ****
** **

+ еще немного с росписью (резные, конечно, архаичнее, но здесь очень замечательная цветовая гамма):



Ковш-черпак. Первая половина 19 века. Поволжье. Роспись. 17,5 х 9,5. "Здесь соединились в одной форме образ коня, солнца и ладьи. Все это говорит об очень древнем происхождении формы ковша."


Вальки. 19 век. Поволжье


Теперь обратимся к вышивке. Здесь я рекомендую Вам ЖЖ tradtextil, который послужил основным источником изображений, представленных ниже:

Трехчастные композиции, Россия ("Богиня-мать и прибоги"):
 
**


Образы "Древа Жизни":







Пудожский уезд Олонецкой губернии:






Еще Олонецкая вышивка:

Каргопольский уезд Олонецкой губернии:

Вологодская вышивка крестом:

Кроме Российской, рассмотрим образцы славянской вышивки из других стран:

Украинская вышивка ("среднеднепровский канон"):



беларусская вышивка:



болгарская вышивка (турецкое влияние, конечно  сильно, но славянская  основа все же остается. и чувствуется):
etc.

***
еще болгарская вышивка (http://www.facebook.com/slavicfolklore/photos_stream). Нечто совершенно   индейское, очень впечатляет:



*
 и еще немного космической болгарии:

*


+, польская вышивка (тот же источник):
в последнем -
ничего особенного, 
но прав. верх. угол 
очень напоминает 
каргопольские 
вышивки - месяцесловы
+ Чехия (Южная Моравия), нач. ХХ в. (http://www.paganism.ru/ornament.htm):
**
***
еще вышивка. Россия, Новгородск. и Калужская губ. (http://vk.com/photos-2206573):

 
еще (Псковская и Вологодская губернии):

*
***





и вновь моя любимая Каргопольская вышивка:





славянский календарь вышивка

еще разного рода восточнославянская  вышивка:

*
*
*
*
*
*
*
*



to be continued...

***


русские расписные прялки:



**
Украинские писанки:















Костюмы болгарских кукеров:












Русская народная глиняная игрушка:


народная игрушка дерево
народная игрушка олень
народная игрушка медведь
народная игрушка медведь
народная игрушка медведь
русская народная игрушка олень
глиняная игрушка олень
*


Лешуконская роспись (Архангельская губ.). На любителей, конечно, к числу которых сам я вряд ли отношусь, но мотивы очень и очень архаичны.

4 комментария:

  1. По поводу этого подзора: http://2.bp.blogspot.com/-kTAVBT1db10/URMpekG27CI/AAAAAAAACUo/V3Z3R48Eu1c/s200/pudozh7_tradtextil.jpg
    Это изображение надо перевернуть! !!
    Да, оно было именно так пришито к кайме уж лет 100 назад. Но значит и в то время мастерица, пришившая его к кайме вверх ногами, не понимала смысла изображённых на нём сюжетов.
    Хорошо, что я успела это понять ещё до того, как выпустила книжку - один из чередующихся на этом подзоре мотивов красуется на обложке...
    Это так мною названная городцовская композиция - сюжет весьма распространённый в вышивке Олонецкой губернии, но не только. Её следы заметны и в орловском списе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. действительно, изображение нуждалось в перевертывании.

      Удалить
  2. Спасибо за подборку потрясающего материала.

    ОтветитьУдалить
  3. Благодарю за потрясающую подборку материала.

    ОтветитьУдалить